Форты Кронштадта (Форт 1-й Северный и Форт Обручев)
Если проехать по дамбе от Горской до Кронштадта, то нельзя не заметить, что современная дамба проходит через целую серию небольших островков, на которых ещё можно пристальным взглядом усмотреть остатки военных укреплений и колючей проволоки. Островки на самом деле искусственные каждый из них в своё время входил в состав крупнейшего в мире фортификационного комплекса Кронштадтской Крепости. Всего, в период от начала XVIII века до начала XX, был построен 21 форт, из которых 17 расположены в море. Сначала строительство велось в створе основного морского фарватера, к югу от острова Колтин, но позже, когда залив к северу от острова стал углубляться, было принято решение о строительстве северных фортов. Северные форты безымянны (но пронумерованы, нумерация начинается от острова), за исключением 4-го Северного, который получил название от инженера-полковника К.Я. Зверева. Также к группе Северных фортов можно отнести Форт Тотлебен и Форт Обручев (эти два форта идентичны).
Кронштадтская Крепость, вместе со всеми её элементами прочно стояла на защите столицы Российской Империи со стороны Балтийского моря, а в годы Великой Отечественной войны — и с воздуха (зенитные установки и пулемёты были установлены везде, где только можно). После окончания войны, надобность в фортификационных укреплениях отпала, форты были разоружены, а оборонительное оснащение было демонтировано и вывезено. Некоторое время на Северных фортах ещё существовали секретные военные лаборатории по разработке и испытанию пирогелей (фактически — напалма). После указа Хрущёва, многие детали фортов (решётки, двери, перила, остатки пушек) были вывезены и отправлены в переплавку, а после, по уже бесхозным фортам прошлись мародёры, которые тащили даже гранит с облицовки. На надгробия. Сейчас состояние фортов оставляет желать лучшего.
Летом на форты можно попасть только на каком-либо плавсредстве в виде яхты или лодки. Зимой — по льду Финского залива. Чем мы и воспользовались.
Наш путь начался от поста ГАИ, на въезде в Кронштадт, через дамбу к 1-му Северному форту, и, далее, на Форт Обручев (карта похода). Весь путь составил примерно 10 километров по льду и снегу, временами по колено. Идти было не легко, однако все остались живы и здоровы.
1-й Северный форт был построен на искусственном островке, на сваях, которые забивали прямо со льда Финского залива. Позже, островок был соединён с дамбой, для более удобной доставки грузов (вообще, все островки находятся на небольшом отдалении друг от друга, как раз для удобства; хотя, некоторые полагают, что существуют ещё и подводные тоннели, которые соединяют форты между собой). 1-й Северный сохранил остатки укреплений в виде бетонных и земляных траверзов, снарядных погребов, дальномерного павильона, шахты прожектора, оборудованной подъёмным механизмом, казарм и многочисленных дотов. На форте очень мало острых углов, чтобы минимизировать количество осколков. Осмотрев форт, мы перекусили в строении, походившем на баню, и, перебравшись через заграждения, выдвинулись к Обручеву.
Добрались до Обручева примерно через час. Передохнули и начали осмотр. Форт один из самых больших в составе Кронштадтской Крепости, в длину составляет 950 метров. Гарнизон форта в мирное время составлял 342 человека (в военное — 998 человек). Гавань форта длиной 400 метров состояла из восьми пристаней. На острове была церковь, казармы, помещения для офицеров и чиновников. Вооружение Обручева было грозным: левофланговая и правофланговая батареи на десять 6-ти дюймовых скорострельных пушек «Канэ» и двух 57 мм орудий. Две батареи на десять 10-ти дюймовых пушек и два 57-мм орудия. А также батарея на двенадцать 9-ти дюймовых мортир. Сохранилась шахта прожектора, аналогичная шахте на 1-ом Северном, и шахта от системы Паукера (для подъёма орудий из укрытия на платформе).
Форт состоит из двух уровней, на верхнем уровне, за траверзами, располагались орудия батарей, а на нижнем размещались склады, казармы, помещения технического и административного характера. Практически весь форт можно пройти вдоль по двум коридорам (правда, пробираясь через завалы мусора).
Осмотрев большую часть помещений и батарей Обручева, мы, спустившись с гранитной пристани, выступили обратно. Обратный путь был даже более напряжённым, так как на пути попались торосы, сильно замедляющие наш бодрый шаг. Но домой вернулись счастливыми. =)
Отдельное спасибо ребятам (Marineska и mariner), за то, что поддержали мою идею. Всю дорогу я неустанно щёлкал фотоаппаратом, и некоторые моменты, освещённые в моём рассказе можно увидеть в небольшом фоторепортаже.
Вам надо памятник ставить за подвиги... 10 км по снегу...кхе... это уже героизм... =)))
Фотки очень красивые, просто супер!! Хотя я почему-то себе по другому всё представляла... Такой снег красивый, такой пейзаж холодный... даже слов нет....
И вообще Тошка, я, посмотрев все фотки, тебя даже не признала... потом только сообразила, что все таки это наверное ты, т.к. больше некому... =)))
Да, вот фотка "Ласточка" - шедевр. А вообще, мне понравилось. Правда, обратная дорога была тяжела, но счастье ступить на землю отодвинуло все нехорошие слова про снег на задний план. Абориген.
P.S. Всегда рад гостям нашего небольшого городка.