Про воспитание.
Готовлюсь стать мамой, читаю познавательную литературу на эту тематику. Вчера наткнулась на один текст, прониклась:
"Я очень мало знаю. Поэтому я не буду строить из себя всезнайку рядом со своим ребенком.
Я хочу, чтоб меня любили. Поэтому я всегда буду терпелива со своим ребенком
Я уже почти не помню, каково это - быть ребенком. Поэтому я позволю своему ребенку учить меня детству и постараюсь разделить с ним печали и радости.
Я усваиваю только те знания которые получила на собственном опыте. Поэтому я позволю своему ребенку во всем приобретать собственый опыт
Иногда мне бывает одиноко. Поэтому я всегда буду надежным убежищем для своего ребенка.
Я часто ошибаюсь. Поэтому я буду сопереживать ошибкам моего ребенка и никогда не буду его ругать, если он ошибется.
Я хочу, чтоб окружающие принимали меня такой, какая я есть. Поэтому я никогда не потребую от ребенка, чтобы он изменился в угоду мне.
Я сама хочу прожить свою жизнь. Поэтому я не буду пытаться управлять жизнью моего ребенка и спокойно отпущу его, когда он вырастет.
Я знаю что ребенок - не моя собственность. Поэтому я всегда буду ему только другом, только помощником, только защитником и никогда не попытаюсь стать ментором или истиной в последней инстанции.
Спокойная любовь, внимательное терпение, нелицемерное уважение будут основой нашей дружбы" М.Милаш
а вообще немного по теме из серии
"Что нельзя говорить ребенку"
Не нужно часто использовать слово "нельзя". Не в смысле, все разрешать, ни в коем случае! А что слово "нельзя" должно относиться только к тем действиям ребенка, которые опасны для него или для окружающих - например, острое или горячее. А применительно к правилам поведения или просто к тому, что маме не нравится, лучше говорить "не надо" или как-то еще.
Нельзя ребенка дразнить (передразнивать), когда он плачет. Ведь то, из-за чего он плачет, для него очень важно. Он обидится или отдалиться от вас.
Нельзя обманывать ребенка. И не стоит обещать ему то, что вы не сможете или не хотите выполнить. Например, не надо говорить: «пойдем, я тебе завтра куплю эту машинку», если не собираетесь ее покупать. Ведь ребенок будет ждать, надеяться. Он верит вам!
Не коверкайте язык, говорите по-русски. Малыш должен привыкать к нормальной русской речи. Ведь уже с рождения у ребенка формируется правильная речь и правильное восприятие информации.
Не говорите ребенку, что он плохой, некрасивый, глупый и т.п. Зачем ему это внушать? Напротив, как можно чаще говорите ребенку, какой он у вас хороший, умный, здоровый, смелый, добрый, чуткий и как сильно вы его любите. Если конечно хотите, чтобы он вырос именно таким.
Никогда не отзывайтесь в присутствие ребенка плохо о втором родителе. Не позволяйте это делать другим. Авторитет папы и мамы должен быть непоколебим! Ведь папа и мама - это идеал ребенка, на который он должен ровняться. А сможет ли он уважать и подражать родителям, если «папа козел, который вечно где-то шляется», а «мама дура и истеричка, которая даже картошку чистить не умеет»?
Не ругайтесь при ребенке на повышенных тонах, не говоря уже о криках и физической расправе. Вы можете его испугать. Прятать от ребенка ссоры тоже не надо, он ведь лучше других чувствует напряженную обстановку в семье. Но ссоры должны быть в виде спора, когда каждая сторона спокойно высказывает свои претензии, аргументирую свои слова.
Не нужно подшучивать над ребенком, используя его слабости. Да и приколы взрослых типа «на конфетку» смысла не имеют, а вот обидеть маленького могут. Более того, нужно понимать, что многие шутки взрослых ребенок просто не в состоянии понять и оценить. Если уж шутите с ним, то старайтесь на его уровне.
Нельзя говорить, что ребенок не нужен. Даже если он "случайный", он все равно самый лучший!
Не шантажируйте ребенка. Часто можно услышать от мамы: «съешь ложечку каши, иначе не дам сладкое», «пойдем домой, а не то не включу мультики». Это не безобидные фразы, как кажется на первый взгляд. Ведь вы приучаете ребенка «вестись» на шантаж уже с детства.
Нельзя говорить, что взрослые лучше знают, что они умнее, их нужно слушаться. От этого могут возникнуть всякие неприятные ситуации, даже криминального характера. Ребенок должен слушаться только родителей и тех людей, на которых родители укажут (учителя, воспитатели).
Нельзя говорить: "если ты будешь так делать, я не буду тебя любить". Это заменяют: "мне не нравится твой поступок». Ваша любовь к ребенку должна быть безусловной (!) и не подлежать сомнению!! Это самое главное условие для нормального воспитания!!! Ребенок всегда должен знать, что родители его любят. Не за что-то, а просто любят и все. Могут сердиться на него, обижаться и т.д., но он все равно любим.
На практике часто можно слышишь: не плачь, не злись, не ревнуй, не расстраивайся, не люби, не смейся и т.д. Человек имеет право на все чувства и эмоции! Другое дело научить ребенка как с ними справляться и с ними жить. Например, ребенок разозлился и ударил братика за то, что он сломал его любимую игрушку. Так вот акцент надо делать на поступок, а не на эмоции. Не говорить: "Не злись! Он не специально!" Лучше сказать: "Я понимаю, ты разозлился на него, но драться не хорошо!".
Не надо сравнивать ребенка с другими детьми (ну хоть постараться). "Вон, посмотри, девочка не плачет, а ты плачешь". Зачем вашему ребенку комплексы и неуверенность в себе? Он другой и может плакать, если ему хочется, например.
Не играйте на чувствах ребенка. «Почему ты не ешь кашку, ты что, не любишь свою мамку?». Мамку любит, а вот кашку нет. Не путайте «теплое с мягким», если не хотите путаницы в голове ребенка.
Не запугивайте ребенка. Даже в шутку. Ведь дети гораздо впечатлительнее взрослых. Сказав между делом: «не открывай холодильник, там сидит чудище», вы впоследствии будете недоумевать, почему ваш ребенок боится ходить ночью в туалет и плачет всякий раз, когда оказывается на кухне.
есть еще разделы от 1,5 до 3 лет
от 3 до 6
от 7 до 10 :)
Литература:
С. Лупан "Поверь в свое дитя" на основе упрощенной методики Домана Глена
В.Леви "Как воспитывать родителей или новый нестандартный ребенок "
О.Н. Земцова "Умные книжки"
В.В. Зеньковский "Психология детства"
Немов "Общая психология"
ну и само сабой методика Монтессори
это самый рекомендуемый методистами список литературы.
Билл АДЛЕР "Перехитрим малыша"
Уильям и Марта Серз "Ваш малыш от рождения до двух лет"
Кетрин Кволс "Радость воспитания"
Ю.Гиппенрейтер "Общаться с ребенком. как?"
Линда и Ричард Эйр "Добрая книга о воспитании"
Гери Чепмен "Пять путей к сердцу подростка", "Пять путей к сердцу ребенка"
Росс Кэмпбелл "Как по-настоящему любить своего ребенка", "Как по-настоящему любить своего подростка"
Робин Шарма "Воспитание лидера в своем ребенке"
Дипак Чопра "Семь духовных законов для родителей"
Бруно Беттельгейм "Любим ли я"
Дорис Бретт "Жила-была девочка, похода на тебя"
Дольас Вудс Винникот "Разговор с родителями"
Норманн Райт "Всегда папина девочка"
Линда Сибли "Чувства разные нужны - чувства разные важны"
Фигдор "Между травмой и надеждой", "Беды развода"
Стив Биддалф "Воспитание мальчишек. Почему мальчишки такие разные"
Роберт и Джин Байярд "Ваш беспокойный подросток"
И.Млодик "Книга для неидеальных родителей"
Г. Хоментаускас "Семья глазами ребенка"
Даниэль Пеннак "Как роман"
К.Эльячефф, Н.Эйниш "Дочки-матери. 3-лишний?"