Не откладывая в долгий ящик, представляю вашему вниманию вторую часть моего отчета!
+ Первое и пока единственное в своем роде свидетельство Юры DenLeWod'а
Байкал, Part 2
9 августа 2006
За солью в Шабартуй - Байкал и немцы - Стоянка на Киркирее - ЧП с моим участием
Обычный наш распорядок предусматривает подъем в 10, завтрак, получасовые сборы - и марш до самого обеда. Но в это утро мы делаем себе подарок: спим до 12-ти. Завтракаем овсянкой, но вынуждены констатировать - разнообразию вкусов наших завтраков пришел конец - кончилась соль. Представлять себе дальнейшую жизнь без соли довольно грустно.
Лирическое отступление из дневника Антона: "Погода с утра ясная, носки высохли до завтрака". Это вам, на закуску, ребята, немного походной прозы. Носки приходится ежевечерне полоскать в ледяном Байкале, и далеко не всегда они успевают высохнуть к завтраку! Приходится выходить в свет в мокрых.
Выходим. Впервые на нашем пути начинают встречаться открытые галереи - их сторона, обращенная к Байкалу, представляет собой железобетонные колонны весьма современного вида. Это странно, так как бОльшая часть построек КБЖД возведена в 1900-е, а точнее 1901-1904 и 1911-1915 годы.
В долине реки Шабартуй встречаем здание заброшенной электростанции. Без крыши, стекол в окнах, без дверей. Трудно поверить, кто когда-то она была рабочей. А еще задерживаемся на двойном железнодорожном мосту интересной конструкции:
На железнодорожной станции Шабартуй заходим во дворик к местным - попросить соли. Добродушая хозяйка щедро отсыпает нам целый пакетик. Попутно сообщает, что в Маритуе, на который мы возлагаем большие надежды по части пополнения продовольственных запасов - нет магазина. Однако, сообщает она, кое-какие продукты обычно можно купить на маритуйской почте. Единственная работница почты потихоньку приторговывает.
Обедаем на 126 километре, на полянке над заброшенным зданием какой-то станции. На подходе к ней в кустах были замечены два обнаженных тела, которые, однако, при виде нас суетливо засобирались.
В тот момент, когда вода в котелке закипает, слышим шаги: застанная нами врасплох парочка топает мимо по железке. Юра выходит к ним с приветственным словом (Что-то вроде "не угостите ли сигареткой"). Парочка оказывается немцами, которые приехали сюда разнообразить свою семейную жизнь. Они идут в порт Байкал, но уже очень хотят сесть на поезд и уехать. Возможно, они сделают это завтра.
После обеда проходим еще серию тоннелей, с боковыми выходами-расщелинами - прямо к Байкалу. А к вечеру мы выходим к двойному тоннелю 17 у речки Киркирей. Место за тоннелем для стоянки - изумительное. Здесь речка, бегущая с гор над тоннелями, заключена в бетонный желоб и устремляется к Байкалу звонко, созвучно своему названию: Кир-ки-рей! Через нее перекинут декоративный мостик. Рядом устроены смотровая площадка и беседка, напоминающая по виду японскую или китайскую. По всему видно, здесь останавливается поезд с "цивилизованными" туристами. И отсюда им демонстрируют красоты КБЖД в максимально "облагороженном" виде.
Место это историческое - здесь наконец произошла встреча строителей, вгрызавшхся в скалы с востока и запада и шедших по берегу навстречу друг другу. Тут Кругобайкалка когда-то соединилась в единое целое. А из двух тоннелей сейчас действует лишь один. Первый тоннель был подтоплен своевольным Киркиреем, пришлось его закрыть, а речку заключить в бетонный желоб. Тогда же рядом был построен второй тоннель.
Ставим палатки на смотровой площадке, под накрапывающим дождем. Антон и Юра уходят за дровами - вечером будет костер. Дрова им приходится добывать, с трудом взбираясь по сыпучим скалам, на высоте 150-200 метров над Байкалом. Миша уходит рыбачить.
В этот момент, будучи оставленной без присмотру, я устраиваю в лагере ЧП. Как обычно для приготовления ужина, прикручиваю газовый баллон к горелке, включаю газ, подношу зажигалку, щелк! - и вспыхивает весь баллон. Руки разжимаются, баллон падает, полыхает, и я понимаю: долго ждать не будет - рванет. Начинаю голосить: Антоооооон!!!!! И завороженно созерцаю голубое пламя.
Кажется - время тянется невозможно долго, но Антон появляется вовремя. Отгоняет нас с Дашей и берет ситуацию под контроль. У меня стресс. И выговор с занесением в личное дело: надо прикручивать баллон как следует!
Купаюсь в ледяном Киркирее. С интересом наблюдают за мной железнодорожные рабочие на дрезине. Меня сменяет Антон, и рабочие моментально исчезают.
Вечером - гроза. Знаменитая байкальская гроза с развесистыми, ветвистыми молниями. Насмотревшись на нее, умиротворенно засыпаем.
10 августа 2006 Случай на маритуйской почте - Омуль - Самый длинный тоннель - Пляж мыса Половинного - Тревожная ночь
Разбужены странным шумом снаружи. Практически одновременно с любопытством высовываемся из палаток и замираем: на путях - поезд, на площадке - туристы. В немалом количестве. Вот она, встреча лицом к лицу - цивилизованных туристов и нас, диких и настоящих. Наши неумытые, а кое у кого и небритые мордахи производят впечатление.
(Прим. Антона: поезда по КБЖД ходят более чем редко. Даже не каждый день. Летом пускают несколько поездов с туристами, а в обычное время по тупиковой ветке пыхтит только "Кукушка", да несколько служебных паровозиков).
Завтрак более чем скромный. Еды осталось ровно на один обед. Направляемся в прямиком в Маритуй, в надежде разжиться там съестным. До порта Байкал - еще три дня пути.
По дороге происходит неприятность: ломается наш козырной фотоаппарат. В тех условиях это представляется почти катастрофой: вокруг такая красота, а мы вынуждены фотографировать вслепую, дисплей умер. Хуже всего, что фотик не наш.
Дальнейшие фотографии были сделаны без особенной надежды на успех - мы не знали, снимает он или делает вид, что снимает.
На 119-м километре КБЖД, за речкой Маритуй, вступаем в одноименный поселок. Крайне заинтересованно ищем почту. Маритуй по местрым меркам - довольно большой поселок, даже с ж/д разъездом и почтой. Почта - сельский домик, и единственная ее работница живет прямо здесь же: "Эээ, милые, а нет у меня ничо, всё раскупили..." Однако скоро поезд, и с поезда, оказывается, можно попытать счастья купить продуктов.
Но до поезда еще часа три. И мы ждем во дворе перед почтой. С нами, не менее нетерпеливо, ждут этого поезда наши старые знакомцы - немецкая парочка. Нам приходит идея - раз уж из всех радостей цивилизации здесь доступна только почта - надо отправить родным и друзьям открытки. Немцы идею охотно поддерживают и идут с нами.
На почте происходит курьез, граничащий с международным скандалом: выбор открыток маленький, и почтальонша, то ли бесхитростно, то ли с ехидным умыслом старой советской закалки, подсовывает немцам открытки с 9-м мая. На картинке что-то довольно провокационное, типа - бравый советский солдат грозит штыком: не суйся, фриц! Немцы, похоже, прикола не поняли, а мы втихую отобрали у них эти открыточки и подсунули наши - с Новым годом. Уж куда ни шло, для их приветственных "Либе Ганс, либе Ханна..."
Юре и Антону удалось сторговаться с местными рыбаками и купить к обеду знаменитого байкальского омуля - горячего и холодного копчения. Скромный обед разделили с немцами. Те, расчувствовавшись, отдали нам остатки своего провианта: пакетик с какой-то крупой, которую они назвали кус-кусом, пудинг, сублимированные овощи.
Примерно в четыре часа прибывает поезд, и мы занимаем место в начале очереди за продуктами. На глазах у изумленных жителей, скупаем продукты в промышленных масштабах. Бонусом к ним берем пива. Пиво - это... это как "эклеры" для мальчиков!
Машем на прощание нашим немцам, и устраиваемся на нашей лужайке под солнцем, с пивом и омулем. Вкуснятина! Омуль горячего копчения - особенно. Именно он и есть самая редкость. Его обычно готовят только для себя, и редко - на продажу.
Мифический "Косой Убурь" встречается нам на 116 километре Кругобайкалки. Косой Убурь - это всего лишь мыс, но как подстегивает воображение! - "Не ходи туда, там косой убурь!"
К вечеру выходим к мысу Половинный.
Здесь поселок железнодорожников. Мост через реку украшен паровозом. Местная молодежь развлекается гонками на мотоциклах. Нам нужно пересечь мыс - пройти насквозь самый длинный (778 метров) и прямой тоннель Кругобайкалки - тоннель номер 12.
За тоннелем мы сворачиваем на тропинку к берегу, и через сотню метров оказываемся на песчаном пляже. Это первый пляж, который мы видим на всем протяжении Кругобайкалки, он же последний. Нашему восторгу нет предела: купаться!!! Сегодня мы будем купаться!
Спешно ставим палатки и лезем в воду. Первыми - мы с Дашей. И тут же понимаем, что погорячились. Зайти бальше, чем по колено, невозможно физически. Да и по колено долго не выстоишь, мышцы сводит. Однако мы героически позируем перед объективом фотоаппарата: мы купаемся в Байкале! Купаемся! Улыбаемся! Аж зубы сводит...
Ужин у нас на редкость богатый - Маритуй позволил разгуляться. Кто-то до нас сложил у места нашей стоянки основательный очаг из камней, и в нем мы развели костер. Засидевшись за разговором, замечаем: погода испортилась, разгулялся ветер и на Байкале поднялись волны. Вода прибывает.
Мы на пляже, фактически - на неширокой полоске песка, позади нас - скала. Переставить палатки по темноте и уйти с пляжа уже невозможно. Миша меланхолично отмечает палочкой на песке уровень, до которого докатывается каждая следующая волна. Когда мы собираемся спать, волны уже заплескиваются даже в наш импровизированный очаг.
Ночь начинается тревожно: к палаткам подступает вода. Перешучиваясь, накрепко привязываем к палатке ботинки и рюкзаки. Снаружи волны с шумом разбиваются о скалы. Что до меня, то лично я засыпаю крайне безмятежно.
Перед поездкой Юра твердо решил бросить курить. Юра руководствовался тем, что в лесу сигарет не купить, а если нет соблазна, значит и бросить проще. Заключительная пачка сигарет была куплена в пос. Култук.
Пачка кончилась 8 числа. К вечеру общение с Юрой стало проблематично. Речь стала бессвязной, руки постоянно тянули в рот всякое, Юре постоянно хотел жрать, но так как еда была четко расписана - он не мог удовлетворить и эти потребности. Никотиновый червь в Юре очень хотел курить.
Когда 9 числа, во время обеда Юра услышал шаги на дороге, он с надеждой бросился знакомиться с неизвестными туристами. Начав беседу легко и непринужденно, Юра выяснил что перед ним немцы. Через несколько минут был задан ключевой вопрос - "Сигаретки не найдется?".
Не было предела юркиной радости (и никотинового червя в организме) когда немец утвердительно кивнул и вытащил из кармана пачку сигарет! При чем сигареты оказались монгольского производства, и назывались Улан Шонхор. Юре было все равно кто и из чего сделал эти смешные курительные палочки. Юра с наслаждением закурил. Побеседовав еще немного и стрельнув еще 3 сигареты про запас, Юра счастливый и довольный вернулся в ребятам обедать и делиться радостью.
Вечером того же дня, поставив лагерь, Юра стрельнул пару сигарет у местных железнодорожников, которые безрезультатно пытались завести дрезины. Это, кажется, были сигареты Ява.
За чаем после ужина Юра выкурил заключительную сигарету и начал снова впадать в уныние. Но, духи Байкала оказались милостивы к Юре! В процессе прогулки по окрестностям, Мишка нашел, вы не поверите, почти полную пачку сигарет! Это были толи японские толи китайские сигареты, достаточно легкие, но вполне курибельные с оторванным фильтром. Юрка был счастлив.
На следующий день в волшебном продуктовом вагоне поезда был закуплен стратегический запас сигарет и до окончания поездки, Юра был приятен в общении и в замечательном настроении!
Каждый вечер, разбивая лагерь, мы занимались общественнополезными делами. Кто-то отдыхал, кто-то ужин готовил. По сложившейся еще на скалах традиции мы с Антоном ходили за дровами. Больно уж хорошо у нас это получалось - и ходить и возвращаться с добытым.
Как ты понял, мой уважаемый читатель, берег Байкала на протяжении КБЖД характерен крутыми, иногда отвесными спусками к воде. С одной стороны железной дороги - Байкал, с другой - скалы или очень крутые склоны. Дрова обычно росли как раз с другой стороны.
Вечером 9го числа, осмотрев окрестности наметанным взглядом, мы с Антоном взобрались на склон, под которым проходит тоннель и начали собирать дрова. Склон был очень крутой. Действительно. При этом крайне сыпучий. Самые хорошие дрова, как всегда, росли на самом верху. Мы лезли. Нами двигала любовь к теплу и забота о наших друзьях, оставшихся внизу.
Двигаться с топором очень сложно. Хотя, иногда он помогал цепляться. У Антона в руке была пила - ею цепляться гораздо сложнее. Забравшись таки на верх, засыпая друг друга песком и другим лесным мусором, мы полюбовались волшебной картиной, открывающейся с высоты около 150 метров над уровнем Байкала.
Вверху порубив чахлых иссушеных ветрами сосенок, мы стали спускаться. Нести в руке добытое было крайне проблематично, поэтому действовали по следующей схеме: один стоит сверху и кидает вниз дрова. другой внизу старается не попасть под эти дрова, и заодно не потерять их и скинуть дальше. Подобным путем половина того что было с превеликим трудом было дОбыто на непреступной скале, по дороге вниз поломалось, покрошилось и потерялось. При этом мы очень боялись что наши передвижения по склону спровоцируют оползень/сель/цунами и мы завалим в ход в красивейший тоннель. К счастью - обошлось.
Проявив невиданную храбрость, расцарапав некоторые части тела и измазавшись в грязи, мы все-таки добыли достаточное количество дров для вечернего костра. Подобная история повторялась ежедневно, так что дает некоторое представление о нашем времяпрепроводждении.
Ко всем моим дорогим участникам сего славного похода: любые ваши дополнения и комментарии очень ценны! Восстановить ход событий вместе получится гораздо лучше.
Перед поездкой Юра твердо решил бросить курить. Юра руководствовался тем, что в лесу сигарет не купить, а если нет соблазна, значит и бросить проще. Заключительная пачка сигарет была куплена в пос. Култук.
Пачка кончилась 8 числа. К вечеру общение с Юрой стало проблематично. Речь стала бессвязной, руки постоянно тянули в рот всякое, Юре постоянно хотел жрать, но так как еда была четко расписана - он не мог удовлетворить и эти потребности. Никотиновый червь в Юре очень хотел курить.
Когда 9 числа, во время обеда Юра услышал шаги на дороге, он с надеждой бросился знакомиться с неизвестными туристами. Начав беседу легко и непринужденно, Юра выяснил что перед ним немцы. Через несколько минут был задан ключевой вопрос - "Сигаретки не найдется?".
Не было предела юркиной радости (и никотинового червя в организме) когда немец утвердительно кивнул и вытащил из кармана пачку сигарет! При чем сигареты оказались монгольского производства, и назывались Улан Шонхор. Юре было все равно кто и из чего сделал эти смешные курительные палочки. Юра с наслаждением закурил. Побеседовав еще немного и стрельнув еще 3 сигареты про запас, Юра счастливый и довольный вернулся в ребятам обедать и делиться радостью.
Вечером того же дня, поставив лагерь, Юра стрельнул пару сигарет у местных железнодорожников, которые безрезультатно пытались завести дрезины. Это, кажется, были сигареты Ява.
За чаем после ужина Юра выкурил заключительную сигарету и начал снова впадать в уныние. Но, духи Байкала оказались милостивы к Юре! В процессе прогулки по окрестностям, Мишка нашел, вы не поверите, почти полную пачку сигарет! Это были толи японские толи китайские сигареты, достаточно легкие, но вполне курибельные с оторванным фильтром. Юрка был счастлив.
На следующий день в волшебном продуктовом вагоне поезда был закуплен стратегический запас сигарет и до окончания поездки, Юра был приятен в общении и в замечательном настроении!
Юра, супер! отличное эссе !!!! Давай его включим в мою заметку или сделаем отдельную твою, чтоб в комментах не потерялось? и пришьем сквозной ссылкой к моему отчету
> Ann пишет:
>
> > Юра, супер! отличное эссе !!!!
> пасиба :)
>
> >Давай его включим в мою заметку
> давай так, если мои страдания по поводу сигарет интересны
>
Готово =)
Каждый вечер, разбивая лагерь, мы занимались общественнополезными делами. Кто-то отдыхал, кто-то ужин готовил. По сложившейся еще на скалах традиции мы с Антоном ходили за дровами. Больно уж хорошо у нас это получалось - и ходить и возвращаться с добытым.
Как ты понял, мой уважаемый читатель, берег Байкала на протяжении КБЖД характерен крутыми, иногда отвесными спусками к воде. С одной стороны железной дороги - Байкал, с другой - скалы или очень крутые склоны. Дрова обычно росли как раз с другой стороны.
Вечером 9го числа, осмотрев окрестности наметанным взглядом, мы с Антоном взобрались на склон, под которым проходит тоннель и начали собирать дрова. Склон был очень крутой. Действительно. При этом крайне сыпучий. Самые хорошие дрова, как всегда, росли на самом верху. Мы лезли. Нами двигала любовь к теплу и забота о наших друзьях, оставшихся внизу.
Двигаться с топором очень сложно. Хотя, иногда он помогал цепляться. У Антона в руке была пила - ею цепляться гораздо сложнее. Забравшись таки на верх, засыпая друг друга песком и другим лесным мусором, мы полюбовались волшебной картиной, открывающейся с высоты около 150 метров над уровнем Байкала.
Вверху порубив чахлых иссушеных ветрами сосенок, мы стали спускаться. Нести в руке добытое было крайне проблематично, поэтому действовали по следующей схеме: один стоит сверху и кидает вниз дрова. другой внизу старается не попасть под эти дрова, и заодно не потерять их и скинуть дальше. Подобным путем половина того что было с превеликим трудом было дОбыто на непреступной скале, по дороге вниз поломалось, покрошилось и потерялось. При этом мы очень боялись что наши передвижения по склону спровоцируют оползень/сель/цунами и мы завалим в ход в красивейший тоннель. К счастью - обошлось.
Проявив невиданную храбрость, расцарапав некоторые части тела и измазавшись в грязи, мы все-таки добыли достаточное количество дров для вечернего костра. Подобная история повторялась ежедневно, так что дает некоторое представление о нашем времяпрепроводждении.
> я вот думаю, эссе "выпьем чаю и меняемся палатками" писать? :)
Конечно писать!!!! Ты вообще можешь великолепную серию эссе параллельно выпустить, так сказать, к годовщине! А я к себе с твоего позволения в рассказ ссылочки вставлю =) Ну или целые куски текста, если не жалко =)
> Конечно писать!!!!
не, я не справлюсь. Это Мишка сможет наверное написать :)
> Ты вообще можешь великолепную серию эссе параллельно выпустить, так сказать, к годовщине! А я к >себе с твоего позволения в рассказ ссылочки вставлю =) Ну или целые куски текста, если не жалко =)
зачем разбивать? вставляй прямо в свой рассказ. меня все равно на долго не хватит.
> зачем разбивать? вставляй прямо в свой рассказ. меня все равно на долго не хватит.
>
ну, раз так, про дрова включу в следующую часть, чтобы в этой не потерялось =)
> DenLeWod пишет:
>
> > зачем разбивать? вставляй прямо в свой рассказ. меня все равно на долго не хватит.
> >
> ну, раз так, про дрова включу в следующую часть, чтобы в этой не потерялось =)
>
в следующей части будет неправильно с точки зрения соблюдения исторической правды. эти дрова были 9го :) Все равно в основном это для нас - через годы перечитывать :)
> Ann пишет:
>
> > DenLeWod пишет:
> >
> > > зачем разбивать? вставляй прямо в свой рассказ. меня все равно на долго не хватит.
> > >
> > ну, раз так, про дрова включу в следующую часть, чтобы в этой не потерялось =)
> >
>
>
> в следующей части будет неправильно с точки зрения соблюдения исторической правды. эти дрова были 9го :) Все равно в основном это для нас - через годы перечитывать :)