Ночь с 10 на 11 августа. Ровно год назад мы коротали тревожную ночь в палатках, к которым неуклонно подступал Байкал. Накрепко привязав ботинки и рюкзаки друг к другу и к палаткам, мы пытались заснуть под шум разбивающихся о скалы волн. Запись из путевого дневника Антона: "Вода бьется об утес всего в паре метров от палатки. Этот утес - наша последняя надежда".
5 августа 2006 Непростой вылет
19:00. Мы, порядком взбудораженные, осматриваемся в аэропорту Пулково. Наш вылет в девять. Спасибо Даше — ожидание наше проходит с комфортом в VIP-зале аэропорта. Но всю меру нашей удачливости мы начинаем понимать лишь тогда, когда рейс откладывают в первый раз — на час, по метеоусловиям аэропорта Иркутск. Это настораживает. Хотя мы, в общем-то, не в обиде: отпуск начался, и первые его часы проходят весьма приятно. Пьем кофе.
23:00. Рейс перенесен на час ночи.
01:00. Мальчики уходят за горячим ужином. И в тот момент, как мы начинаем его с удовольствием поглощать, наконец-то объявляют посадку. В третьем часу ночи мы покидаем аэропорт и взмываем в небо на нашем чудном Airbus. Наши места — в самом носу самолета. Пять с половиной часов полета проходят в тревожной полудреме...
6 августа 2006 «Аэропорт-сарай» - Хвосты изюбря недорого - Электричка - Встреча с Байкалом - «Крыша» на ночь
Вместо рассвета — солнце в зените. По нашим часам всего лишь восемь утра, а в Иркутске - час дня. Прямо на аэродроме нас встречает свой человек — наш иркутский агент, Артур. Артур ждет нас здесь с раннего утра. Он купил нам газ и карты.
Да, в Иркутске есть аэропорт. Вполне нормальное с виду здание. Но — ввиду какого-то там ремонта — встречают нас в немудреном сарайчике, без окон и всего с двумя дверями, строго друг напротив друга: вход и выход. Ни тебе кофе, ни туалета, ни даже стула — присесть в ожидании багажа. Не забалуешь. Про себя, по аналогии с восточным караван-сараем, именую эту конструкцию «аэропорт-сарай».
Водитель маршрутки, везущей нас к железнодорожному вокзалу, любезно интересуется, косясь на рюкзаки: «И чего вам всем тут надо-то?! Понаприехали!»
У вокзала находим кафе, чтобы перекусить. Ай да коржики по 3 рубля, ай да кофе по 5 рублей - когда вы в последний раз видели такие цены?..
Вокзальная реклама предлагает в ассортименте: хвосты изюбря, рога оленя и черта в ступе.
Вскоре обыкновенная пригородная электричка увозит нас прямо к байкальским берегам. Через каких-то три часа она со свистом врывается в первый горный тоннель и выныривает уже над Байкалом. Внизу мы видим порт Култук, и с восторгом высовываемся из окон: уррррра!!!! Не верится, что мы видим вот так близко - ЕГО. Долгожданный, недоступный, любовно обрисованный в мечтах и обкатанный воображением, Байкал перед нами.
Спрыгиваем с поезда на станции Слюдянка-2. По железнодорожной насыпи, а потом, не стерпев, напрямую к Байкалу через заболоченную низину, по высокому разнотравью, даже не идем — почти бежим. Позади нас высятся покрытые лесом горы. В этом самом месте, у самой западной оконечности Байкала, горы — Саяны — обнимают его с двух сторон и спускаются к нему плавно, низинкой. Дальше будет совсем по-другому. На протяжении всего следующего пути мы будем идти на высоте нескольких метров от воды. А здесь обширный песчаный пляж, и у берега довольно мелко.
Обследуем мыс Шаманский, растительность которого сплошь перевита ритуальными ленточками. Туристов много, есть и местные, и они косятся на нас с неодобрением. На Шаманском, как бы он ни был хорош, вставать нельзя. Решаем встать на ночевку на пляже.
Только успеваем разбить лагерь, к нам приходят двое местных. За ночевку на пляже полагается заплатить, иначе, намекают нам, тут небезопасно. «А так — мы проследим!». С ними собака, замечательная псина, сторожевая. С ней они «курируют» территорию пляжа.
Заплатили по 50 рублей с человека.
В первый и практически единственный раз мы сгоряча купаемся в Байкале. Больше такого не повторится. Вода, кроме шуток, как в проруби.
Засиживаемся за ужином. Упираясь в горы, низко бродят по кругу грозовые тучи. Сначала слышим отдаленные раскаты, и на горизонте что-то смутно полыхает. Потом долго наблюдаем ветвистые молнии и зарницы. Дождя нет. Он где-то по ту сторону гор.
7 августа 2006 Первая жертва - Человек с ружьем - Култук - КБЖД - Ангасолка
Ранним утром к нам наведались полчища болотных мух, выкурить которых из палаток не представляется возможным. Обнаруживаем, что ночью была принесена первая жертва Байкалу. Байкал унес оставленную на берегу мыльницу с мылом и почему-то юрины носки. Хотя, может быть, это был и не Байкал. Иначе откуда такая избирательность.
Собираем вещи, наполняем фляжки байкальской водицей и отправляемся в Култук. По железной дороге. У самого Култука железнодорожник с ружьем грозится нас застрелить, ежели мы с путей сойти не изволим. Нельзя, говорит, по путям ходить. Ночью - так вообще. Застрелим без предупреждения. Заливистым лаем ему вторят голодные култукские собаки.
За Култуком начинается тот самый отворот железнодорожной ветки на Кругобайкалку.
Привыкаем идти по шпалам. Вот он, первый тоннель — маленький, а все равно впечатляет.
.
Теперь уже без шуток, всё время слева от нас высятся горы, которые местами подходят к дороге вплотную, скальной стенкой; вперед уходит бесконечная лента железной дороги; справа каменистый откос, внизу Байкал. Шаг вправо-шаг влево, считай, исключены. Только вперед.
На другом берегу очень хорошо видны горы. По мере того, как мы будем идти, противоположный берег будет удаляться от нас.
Налетает ветер. Обедаем под моросящим дождем. На обед макароны с тушенкой. Они пока еще в радость.
К вечеру достигаем первого впечатляющего моста — через реку Ангасолка. Здесь уместен кадр, который передает всю атмосферу этого места:
За Ангасолкой нам перестают встречаться туристы. Сюда уже не добираются иркутчане на выходные. А мы продолжаем идти, пока не находим в стороне от железной дороги полянку для двух палаток. Палатки в первый вечер пути ставим затемно.
Наш спор относительно того, есть ли на Байкале в августе комары, разрешается быстро и неприятно. Комары есть. Средство от комарья находится только у предусмотрительной Даши.
8 августа 2006 НЕТ клещам - Продовольственный кризис - Хабартуй - Байкальские нудистки - Пафос по-шарыжалгайски
Утро начинается с тотальной дезинфекции: мы сдаем всю походную одежду Мише, и Миша, ответственный за репелленты против клещей, обрабатывает ее «на заднем дворе» за палатками. Мы немного запоздало осматриваемся на предмет наличия клещей — не хотелось бы привезти отсюда вместе с сувенирами энцефалит.
Завтракаем традиционно, овсянкой. Разнообразие наших завтраков вообще заключается разве что в большем или меньшем количестве соли в овсянке и сахара в чае. Но в этот день к завтраку нам еще полагались сухофрукты. Благоденствие еще не кончилось.
Однако кризис уже замаячил на горизонте: накануне выяснилось, что еды у нас с собой всего на три дня. А путь до Порта Байкал мы планировали проделать за шесть дней. И одному бурятскому богу известно, сможем ли мы купить здесь продовольствие. Но это всё потом, а пока...
В этот день перед нами впервые заплясали тоннели-мосты-галереи, упорные и подпорные стенки, одно сооружение за другим. Тоннели стали длиннее и серьезнее, и войти в такой без фонарика на лбу все равно, что войти туда слепым. Фонарики уже не снимаем, только включаем-выключаем по мере надобности. Снаружи солнце палит нещадно, причем все время с одной стороны, справа от нас.
Миновали местечко Хабартуй. За мысом Малая Крутая Губа, у живописного мостика, расположились на обед. На противоположном берегу маячат обнаженные аборигенки, и мальчики радуются: не зря тащили сюда, в глушь, трубу с 50-кратным увеличением!!! Увлеченно разглядывают родинки на их животах. По крайней мере, говорят, что рассматривают родинки.
После обеда входим в поселок Шарыжалгай, и поражаемся размаху сибирского быта: пристани с катерками, небедные дома со спутниковыми тарелками, резные фигуры во дворах.
Поселки на Байкале располагаются в так называемых распадках - низинках между горами, и этот поселочек явно процветает, на фоне других, виденных нами, давно заброшенных. (прим. Антона: сообщение между населенными пунктами вдоль КБЖД возможно исключительно по железке или морем. Стало быть, весь транспорт - дрезина или лодка. Так что лодка есть практически у каждого, и каждая вторая - с мотором).
Запомнилось воззвание на информационной доске одной туристической базы: «Если есть на свете рай - это наш Шарыжалгай!» - ничего не напоминает? =)
На этот раз наша стоянка находится за мысом Шарыжалгай. Любуемся безупречной лунной дорожкой. На другом берегу еще видны огни, хотя горы все дальше. Мы пытаемся угадать - может, мы уже видим Танхой? Если верить карте, он как раз напротив порта Байкал...
> Анюта, какая ты молодец :)
> Я все эти дни вспоминаю нашу поездку, но таких вот заметок очень нехватало, чтобы освежить!
Даш, ты же помнишь, КАК всё было =) Этого всё равно не передать...
Мне тоже, как и тебе, как раз в эти дни все особенно свежо вспоминается - писать легко.
Кстати, ценными будут любые твои воспоминания, дополнения - я могу чего-то и не помнить уже =)
Прямо сплошные юбилеи.
Вчера был ровно год, как мы праздновали ДР Коли.
И там, на том дне рождения, был только один человек, которого я на тот момент не знала.. ;)
> ПЫСЫ: оказалось, что у нас сегодня 7,5 лет с мужем)) ССтолько времени мы знаем друг друга.
Ого, срок. Из них сколько вы вместе? =)
blacky пишет:
> Прямо сплошные юбилеи.
> Вчера был ровно год, как мы праздновали ДР Коли.
> И там, на том дне рождения, был только один человек, которого я на тот момент не знала.. ;)
Я, конечно, не уверена, но... развей мои сомения, я правильно догадываюсь или нет? =)))
> Ann пишет:
>
> > Я, конечно, не уверена, но... развей мои сомения, я правильно догадываюсь или нет? =)))
>
> Да чего тут догадываться :)) Правильно))